Это архивная страница предыдущей версии сайта Лиджиста.
Актуальную информацию смотрите на обновленном сайте.




Дамаскин О.В.,
ДОКТОР ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, ВЕДУЩИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК НИИ ПРОБЛЕМ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА ПРИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЕ РФ


АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ ВОЕННЫХ ПРОКУРОРОВ В АРБИТРАЖНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ


      Одним из приоритетных направлений деятельности военной прокуратуры является защита военными прокурорами государственных интересов в арбитражных судах в связи с правонарушениями в сфере приватизации предприятий военного строительства, военной торговли, реализации высвобождаемого военного имущества.
      Актуальность этой деятельности возрастает в связи с предстоящим новым сокращением Вооруженных Сил и иных воинских формирований на 600 тыс. человек и потребностью дополнительных источников финансирования этого процесса.
      Указом Президента РФ от 27 марта 1999 г. № 385 «Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений указов Президента Российской Федерации по вопросам реализации высвобождаемого военного имущества» федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, предоставлено право реализации находящегося в их оперативном управлении высвободившегося движимого военного имущества.
      Механизм реализации высвобождаемого военного имущества регламентирован постановлением Правительства РФ от 15 октября 1999 г. № 1165 «О реализации высвобождаемого движимого военного имущества».
      Согласно планам реализации высвобождаемого движимого военного имущества в 2001 году Министерством обороны РФ планируется получить 262,2 млн.рублей.
      Это позволяет в условиях реформирования Вооруженных Сил и иных воинских формирований получать дополнительные источники финансирования для использования в целях социальной защиты военнослужащих и иных, предусмотренных законодательством, целях.
      При этом надзорная практика военной прокуратуры является необходимой основой обнаружения правонарушений, являющихся предметом рассмотрения в арбитражном суде.
      В целях улучшения организации и исполнения надзорных мероприятий по этому приоритетному направлению прокурорской деятельности Главной военной прокуратурой были разработаны и направлены в другие органы военной прокуратуры методические рекомендации: «Организация и проведение прокурорских проверок исполнения федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и их должностными лицами законодательства, регулирующего реализацию высвобождаемого военного имущества» (№ 2/3-178 от 26.09.2000 г.).
      В 2000 году органами военной прокуратуры проведено свыше 520 прокурорских проверок исполнения законодательства о реализации военного имущества, результативность которых составила 84%. Выявлено более 400 нарушений законов.
      Анализ надзорной практики позволяет считать наиболее характерными нарушениями законодательства в сфере реализации высвобождаемого военного имущества:
      – занижение стоимости реализуемого имущества и иные нарушения законов об оценочной деятельности;
      – нарушения при обеспечении сохранности высвободившегося военного имущества до его продажи;
      – передача высвободившегося военного имущества с нарушением требований его реализации.
      Характерными нарушениями, связанными с передачей в аренду недвижимого имущества являются:
      – сдача в аренду государственного имущества, находящегося на балансе воинских частей и учреждений, без согласования с Министерством имущественных отношений РФ;
      – несвоевременная пролонгация ранее заключенных договоров аренды по истечению их срока и нарушения сроков внесения арендной платы;
      – не перечисление в федеральный бюджет денежных средств, полученных за сдачу в аренду государственного имущества.
      Обстоятельствами, способствующими правонарушениям, являются:
      – отсутствие достоверного реестра государственной собственности воинских формирований;
      – отсутствие единых стандартов и методик оценки высвобождаемого имущества, а также государственного лицензирования оценочной деятельности;
      – отсутствие перспективного планирования высвобождения военных городков и объектов недвижимости в связи с передислокацией и сокращением войск;
      – халатность должностных лиц, отвечающих за подготовку высвободившегося имущества к продаже, их небрежность в оформлении необходимых документов, что влечет, в ряде случаев, недействительность сделок и отмену результатов торгов;
      – некачественное проведение инвентаризации объектов недвижимости объектов недвижимости, подлежащих внесению в реестр федерального имущества;
      – нормативно-правовая неурегулированность момента фактической передачи высвобождаемого имущества от органов военного управления в ведение Министерства имущественных отношений РФ.
      Все это актуализирует проблему защиты государственных интересов в арбитражных судах военными прокурорами.
      Однако количество обращений военных прокуроров в арбитражные суды существенно снижается.
      Доля обращений военных прокуроров с исками о признании недействительными незаконных решений органов по управлению имуществом, актов органов исполнительной власти по распоряжению государственным и муниципальным имуществом, а также о взыскании в пользу Министерства обороны и иных воинских формирований РФ задолженности по арендной плате, возврате арендованного имущества составила в 1999 году около 30%.
      Деятельность военных прокуроров в этой сфере определяется спецификой хозяйственных правоотношений, в которых с одной стороны выступает бюджетная организация в лице Министерства обороны или иных федеральных органов, имеющих воинские формирования, с подчиненными воинскими частями, а с другой – коммерческие организации.
      Исходя из этого, большинство исковых обращений военных прокуроров в порядке арбитражного судопроизводства связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств сторонними организациями перед Министерством обороны и иными воинскими формированиями РФ.
      В 1999 году арбитражными судами рассмотрено 210 исков, заявленных военными прокурорами, что на 21,6% меньше предыдущего года.
      Из числа рассмотренных исков удовлетворено 135 (64,3%) на сумму 119*207*116 тыс.руб. (в предыдущем году – 207 исков, т.е. 53,7%, на сумму 2*359*808 тыс.руб.).
      Большинство исков рассматривалось арбитражными судами с участием военных прокуроров. Однако, в ряде случаев, военные прокуроры не принимали участия в рассмотрении заявленных ими исков. Так, в 1999 году в рассмотрении исков, заявленных военными прокурорами МВО, прокурорские работники приняли участие лишь по 42% арбитражных дел.
      При этом недостаточное внимание уделялось обоснованности и доказанности исковых требований. Потому результативность этой работы оказалась низкой.
      Так, хотя количество рассмотренных арбитражными судами исков военного прокурора МВО в 1999 году, относительно предыдущего года, возросло на 44,4%, из 78 рассмотренных исков удовлетворено лишь 23 (29,5%) на общую сумму 31*095,9 тыс.руб., что почти в 2,2 раза ниже, чем в целом по всем военным прокуратурам.
      Большая активность по использованию своих полномочий в арбитражном судопроизводстве была проявлена в 1999 году военным прокурором ЛенВО. Им предъявлено 18 исков (на 38,5% больше предыдущего года).
      Из рассмотренных 16 исков удовлетворено 12 (75%) на общую сумму 12*285,2 тыс.руб., в том числе 8 исков на общую сумму 1*628,4 тыс.руб., заявленных в связи с нарушениями законодательства об использовании государственной и муниципальной собственности.
      Анализ практики работы военных прокуроров по использованию своих полномочий в арбитражном судопроизводстве позволяет констатировать недостаточное использование возможности апелляционного и кассационного обжалования судебных актов по арбитражным делам. В частности, при обращении с апелляционными жалобами не учитываются предусмотренные правилами судопроизводства возможности для предоставления суду дополнительных доказательств.
      Так, правом апелляционного обжалования судебных решений по арбитражным делам военные прокуроры в 1999 году воспользовались в совокупности лишь 16 раз, а правом подачи кассационных жалоб – 11 раз. При этом апелляционными инстанциями удовлетворено лишь 5 жалоб (31,2%), а кассационными – 2 (18,2%).
      Одним из наиболее существенных недостатков в работе военных прокуроров является недостаточный контроль за исполнением судебных актов. При этом предоставленные законом военным прокурорам полномочия в стадии исполнения решений арбитражных судов используются ими недостаточно. Современные условия военной службы обуславливают потребность конкретной, целенаправленной работы военных прокуроров по глубокому изучению новых аспектов экономических отношений, получающих специфическое преломление в воинских частях и учреждениях. Это сопряжено с необходимостью повышения уровня юридических и экономических знаний военных прокуроров. Одной из основных проблем в сфере защиты государственной собственности является низкое качество проверок финансово-хозяйственной деятельности. К сожалению результаты таких проверок не всегда адекватно оцениваются военными прокурорами, а случаям некачественной бухгалтерской экспертизы не дается принципиальной оценки. Все это влияет на реальные возможности активного участия военных прокуроров в арбитражном судопроизводстве по искам о защите государственных и общественных интересов в экономической сфере.
      Возрастающая потребность организационно-правового обеспечения активной роли прокурора в арбитражном судопроизводстве в современных условиях обуславливает необходимость дополнения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормой об обязательном участии прокурора в арбитражном судопроизводстве по делам об ущемлении и защите экономических интересов государственных и муниципальных предприятий и учреждений.
      Целесообразна передача государственного унитарного федерального предприятия «Государственное предприятие по реализации военного имущества» под надзор Главной военной прокуратуры.
      Представляется, что такой подход соответствует положениям, содержащимся в Указе Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации», постановлении Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации».


Это архивная страница предыдущей версии сайта Лиджиста.
Актуальную информацию смотрите на обновленном сайте.