АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ПРОКУРАТУРЫ И СИСТЕМЫ СУДОПРОИЗВОДСТВА
      Обеспечение доступности и повышения эффективности правосудия в гражданском и арбитражном судопроизводстве в современных условиях являются проблемами, тесно связанными с экономическими и социальными преобразованиями в нашей стране, жизненно важными интересами огромного количества граждан.
      Исходя из данных арбитражной статистики, только в первом полугодии доля экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений, составила более 52% от общего количества разрешенных дел, то есть около 105 тысяч.
      За этот же период прокурорами направлено в арбитражные суды более 5 тысяч исков (заявлений), из них 4,4 тысячи рассмотрены с участием прокуроров, удовлетворены судами около 86% таких исков. Вместе с тем прокурорами изучено более 4,3 тысячи арбитражных дел, по которым принесены 567 апелляционных и кассационных жалоб, представлений о надзорном опротестовании и надзорных протестов.
      Таким образом, участие прокуроров в арбитражном судопроизводстве способствует обеспечению законности в реализации законодательства, защите законных интересов граждан и юридических лиц, повышению качества судебных постановлений.
      Дальнейшая оптимизация взаимоотношений прокуратуры с судами сопряжена с необходимостью взвешенного подхода, учитывающего как правовой опыт зарубежных государств, исторический опыт российской правовой системы, так и современное состояние общества и государства.
      Процесс формирования этого баланса неразрывно связан с дальнейшим развитием процессуального права, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального кодексов.
      Разумеется, деятельность прокуратуры по обеспечению законности может быть реализована только в рамках судебной власти и при ее непосредственной поддержке. При этом попытки отнести прокуратуру к одной из ветвей власти, включая судебную, представляются, на наш взгляд, весьма непродуктивными. Анализ Конституции РФ, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» позволяет считать прокуратуру правовым механизмом реализации полномочий главы государства, как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации.
      Современная обстановка явной криминализации экономических отношений в нашей стране накладывает свой отпечаток не только на сферу уголовного, но и гражданского и арбитражного судопроизводства.
      Следует признать, что деятельность арбитражных судов по разрешению многочисленных дел о банкротстве предприятий, как одной из форм передела собственности, приобретает особое общественное значение. Их масштабность и значимость экономических и социальных последствий в ряде случаев затрагивает интересы национальной безопасности нашей страны. Именно в этой сфере для судов должны быть особенно важны высокий уровень доказательственной основы исков и активное участие прокуроров в их рассмотрении в интересах правосудия.
      Недооценка этих обстоятельств и роли прокуроров в защите государственных и общественных интересов является одной из причин противодействия активному участию прокуроров в рассмотрении соответствующих дел.
      В связи с этим представляется необходимым дополнение Арбитражно-процессуального кодекса нормой об обязательном участии прокуроров в арбитражном судопроизводстве по делам о защите экономических интересов государственных и муниципальных предприятий и учреждений.
      Такой подход может способствовать эффективности правосудия в случаях: незаконной приватизации; занятия запрещенными видами деятельности; сделок с целью, противной основам правопорядка и нравственности; невыполнения обязательств в пользу государства; несоответствия закону учредительных документов юридических лиц и т.д.
      Практика свидетельствует о субъективизме ряда противников активной роли прокуроров в гражданском и арбитражном судопроизводстве. Ссылаясь на зарубежный опыт, и в ряде случаев фетишизируя его, они почему-то умалчивают о неудобной для них информации о статусе прокуроров в развитых зарубежных странах, на опыт которых принято ссылаться.
      Так, в США атторней может выступать представителем исполнительной власти в судах по гражданским и уголовным делам, являясь советником Президента США по проблемам уголовной полиции. В ведении Генерального атторнея находится контрразведка, политическая полиция, он управляет тюрьмами и занимается делами иммигрантов.
      Во Франции прокурор полностью независим, в том числе и по отношению к суду, не подлежит отводу, в отличие от судей и присяжных.
      Исходя из реалий российской практики представляется, что оптимизация сотрудничества между прокуратурой и судами, в интересах усиления судебной власти и уважения ее полной независимости, должна органично включать в себя признание необходимости активной роли прокурора в судопроизводстве, в том числе в арбитражном, в интересах повышения его качества.
      Анализ арбитражной статистики свидетельствует, что в первом полугодии 2000 г. обжаловано более 32 тысяч судебных актов в апелляционную инстанцию, что превышает аналогичный показатель 1999 года почти на 13%. По 6,5 тыс.дел отменены и изменены судебные акты в апелляционной инстанции по причинам нарушения норм материального права (2,1 тыс.); процессуального права (1,3 тыс.), а также из-за неполного выяснения или недоказанности обстоятельств (1,7 тыс.). Около 20 тысяч судебных актов обжаловано в кассационной инстанции, более 5 тысяч судебных актов ею отменено и изменено. Кроме того, 8 тысяч судебных актов обжаловано в надзорном порядке. Это подтверждает необходимость повышения качества судебных решений и обуславливает целесообразность обеспечения большего взаимодействия между судами и прокуратурой, в том числе по обязательствам, вытекающим из положений Европейской конвенции о защите прав человека.
      Главной целью при этом является создание подлинных гарантий для обеспечения законности и правопорядка, а также осуществление эффективной защиты прав и свобод человека и формирующегося гражданского общества.
|