Это архивная страница предыдущей версии сайта Лиджиста.
Актуальную информацию смотрите на обновленном сайте.




Токарев Д.В.,
ГЛАВНЫЙ ЮРИСТ ОТДЕЛА АРБИТРАЖНЫХ СПОРОВ ЗАО «ПРАВОВАЯ ФИРМА «АНЭКС»


ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АРБИТРАЖНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ


      1. Единая автоматизированная информационно-коммуникационная система арбитражных судов Российской Федерации.

      В соответствии с проектом Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на период до 2010 года», разработанным в Высшем Арбитражном суде РФ, главной целью этой программы будет являться развитие и укрепление судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти, создание условий для ее независимого и эффективного функционирования по обеспечению защиты прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Среди задач, которые эта программа призвана решить, ставятся также информационное обеспечение судебной системы и развитие материально-технического обеспечения правосудия.
      В связи с этим предполагается создание автоматизированной информационно-коммуникационной системы арбитражных судов Российской Федерации, внедрение которой должно стать одним из основных способов решения проблемы доступности правосудия для лиц, обращающихся в арбитражные суды за защитой своих прав, а также его эффективности за счет расширения возможностей обмена информацией между арбитражными судами как по ступеням судебной вертикали, так и между арбитражными судами одного и того же уровня.
      В качестве источников финансирования предлагается использовать как средства, поступающие в федеральный бюджет (госпошлина, судебные штрафы и т.д.), так и средства, получаемые по Соглашению о займе № 4035-RU, заключенному 21.06.96 г. между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР), для финансирования проекта «Поддержка правовой реформы».

      2. Внедрение новых телекоммуникационных систем обработки и передачи информации в работе канцелярий арбитражных судов.

      Ввиду того, что существует устойчивая тенденция к увеличению числа обращений граждан и организаций за защитой своих прав в арбитражные суды, а также имеет место значительный рост количества апелляционных и кассационных жалоб на судебные акты, возникает реальная необходимость в усовершенствовании порядка систематизации таких обращений, поступающих в канцелярии арбитражных судов по всех инстанциям.
      Введение новых прогрессивных методов поступления, обработки и последующего назначения к рассмотрению обращений граждан и организаций в арбитражные суды должно значительно сократить затраты времени между подачей заявлений и назначением дел к слушанию непосредственно судьей, а также оперативное поступление к судье иных документов или информации, передаваемых в суд в ходе осуществления производства по делам.
      С целью сокращения сроков поступления таких заявлений и жалоб непосредственно к судьям той или иной инстанции необходима модернизация имеющихся автоматизированных систем обработки данных, имеющихся в настоящее время в распоряжении канцелярий арбитражных судов. Внедрение новых систем автоматизированного документооборота, позволяющих производить регистрацию всей поступающей информации, регистрацию всех исходящих документов и судебных актов поможет реализовать принцип коллективной работы специалистов канцелярий и специалистов, работающих с судьями, в локальной компьютерной сети, что исключит возможный повторный ввод данных, а также облегчит осуществление контроля за соблюдением процессуальных сроков, ведением регистрационных карточек по имеющимся делам, своевременной передачей дел в вышестоящую инстанцию и их последующим возвратом.
      В рамках подобных систем автоматизированного документооборота имеет безусловно имеет смысл предусмотреть возможность внедрения программ ежедневного извещения судей соответствующей канцелярией о поступивших исковых заявлениях, апелляционных и кассационных жалобах, а также информацией о распределенных этим судьям делах по принципу электронной почты, что также облегчило бы в свою очередь как работу самих судей по планированию назначений дел к слушанию, так и работу председателей судебных составов по контролю за соблюдением судьями процессуальных сроков и по иным вопросам.

      3. Применение судьями в своей работе современных компьютерных технологий.

      Использование новых компьютерных телекоммуникационных технологий также должно иметь своей целью оптимизацию работы судей по изучению поступивших обращений граждан и организаций, а также материалов, приложенных к ним, в ходе досудебной подготовки и дальнейшего разбирательства по делу.
      Прежде всего для этой цели необходимо создание единого доступного автоматизированного каталога типовых образцов бланков судебных актов по конкретным категориям дел (определений, решений, постановлений), протоколов, извещений, запросов, писем, отчетов, планов, графиков, журналов и иных документов, необходимых судьям в работе.
      Судья должен иметь полноценное автоматизированное рабочее место, с помощью которого он мог бы оперативно ознакомиться с имеющейся в настоящее время судебной практикой по той или иной категории дел, что очень важно в связи с постоянно меняющимися нормами процессуального и материального права, мог узнать последние статистические данные по интересующим его вопросам, быстро получить необходимую информацию, содержащуюся в правовых базах данных по законодательству.
      Все это безусловно облегчило бы работу судьи как на этапе подготовки к судебному заседанию, так и в ходе последующего составления мотивировочной части вынесенного им решения.
      Давно возникла необходимость создания на практике возможности проведения конференций между судьями в режиме реального времени по крайней мере в рамках локальной компьютерной сети отдельного суда. Естественно, проведение подобных конференций возможно лишь при обеспечении необходимой защиты от постороннего вмешательства с целью сохранения конфиденциальности информации.
      Применение новых компьютерных технологий в процессе составления судьями статистической отчетности за определенные периоды также будет способствовать облегчению работы по обработке большого количества данных и реальному сокращению затрачиваемого времени на подобную рутинную по сути, но все же необходимую работу. Все это в свою очередь облегчит последующую обработку и изучение таких статистических данных председателями судебных составов и другими ответственными лицами.

      4. Российские справочно-информационные правовые системы как образцы для новой Единой автоматизированной информационно-коммуникационной системы арбитражных судов Российской Федерации.

      Внедрение единой автоматизированной информационно-коммуникационной правовой системы арбитражных судов Российской Федерации имеет смысл проводить с использованием принципов, применяемых при построении существующих отечественных правовых справочно-информационных систем, как популярных коммерческих, так и тех, которые разработаны и внедрены в некоторых государственных структурах.
      Так из новаций известной системы ГАРАНТ можно было принять такой инструмент как «энциклопедия ситуаций», позволяющий быстро находить источники информации по конкретной узкой проблеме.
      В справочно-информационной системе КонсультантПлюс внимания заслуживают тщательно разработанные фильтры поиска информации, позволяющие быстро выделить из огромной массы правовых актов необходимые фрагменты.
      Внедренный в Московском городском суде, а также в ряде других региональных судах программный комплекс судебного делопроизводства, разработанный Научно-исследовательским центром «Агора» мог бы стать приемлемой частью новой единой автоматизированной системы, так как принципы, использованные в нем с целью организации автоматизированных рабочих мест, вполне могут быть использованы в арбитражных судах.
      Среди имеющихся справочно-информационных систем, применяемых в органах государственной власти и управления, можно также выделить Программный комплекс «ЮСИС» (Юридическая справочно-информационная система), отличающийся расширенными возможностями фильтров поиска информации.
      Следует также использовать опыт в области правовой информатизации, накопленный специалистами Научно-технического центра правовой информации «Система» Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Банк данных НТЦ «Система» содержит в себе как сами документы высших органов государственной власти, так и различные официальные и периодические издания правовой информации (Собрание законодательства РФ, Собрание актов Президента и Правительства РФ, Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств и др.) в машиночитаемом виде.
      Внимание также следует обратить на существующие автоматизированные архивы обобщения судебной практики, которые уже применяются в арбитражных судах или находятся в разработке существующих в судах управлений и отделов правовой информатизации.


Это архивная страница предыдущей версии сайта Лиджиста.
Актуальную информацию смотрите на обновленном сайте.