ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
      Действующая Конституция РФ определяет местное самоуправление как один из элементов основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, и его органы не входят в систему органов государственной власти.
      Наделение органов местного самоуправления властными полномочиями проявляется в том, что их решения носят обязательный характер. Государство олицетворяет государственную власть, а местное самоуправление – общественную, но регулируется государством с помощью норм права.
      Государство гарантирует местное самоуправление, и одной из этих гарантий является судебная, которая означает, что решения органов местного самоуправления могут быть защищены в судебном порядке. В свою очередь, граждане и иные заинтересованные лица вправе обжаловать в судебном порядке действия и бездействие органов местного самоуправления.
      Для того чтобы судебная защита стала подлинным гарантом местного самоуправления, необходима четкая регламентация их процессуального положения. В целом, эта проблема является многоаспектной и затрагивает многие отрасли права. Прежде всего, это вопросы компетенции и гражданского правового статуса органов местного самоуправления как основа участия в гражданском процессе. Второй важной составляющей являются формы судебной защиты. И, наконец, – собственно вопрос о том, какое процессуальное положение могут занимать в гражданском процессе органы местного самоуправления.
      Гражданское законодательство называет в качестве субъектов гражданских правоотношений сами муниципальные образования, что вызывает вопрос о положении органов местного самоуправления. Представляется, что органы местного самоуправления в зависимости от тех или иных правомочий следует рассматривать и как самостоятельные субъекты, являющиеся юридическими лицами, и как органы, осуществляющие правосубъектность муниципальных образований по той же схеме, как орган любого юридического лица осуществляет его правосубъектность.
      Однако с очевидностью можно констатировать лишь наличие существенных пробелов в гражданско-правовом регулировании положения органов местного самоуправления и то, что это заслуживает самостоятельного рассмотрения.
      Не менее спорным является и вопрос о форме судебной защиты. В последнее время все чаще обсуждается проблема административного судопроизводства. Основу этого составляет ст.118 Конституции РФ, которая впервые установила, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Но до настоящего времени возможные пределы административной юстиции не определены. Во многих государствах действует специальные административные суды.
      В нашей стране разрешением так называемых дел, возникающих из административно-правовых отношений, занимаются арбитражные суды и суды общей юрисдикции в пределах гражданского судопроизводства.
      В современных условиях назрела практическая потребность в создании специализированных административных судов в целях обеспечения надлежащего уровня осуществления правосудия и создания эффективного механизма обеспечения прав и свобод, в том числе в сфере местного самоуправления.
      В соответствии с этим в Государственной Думе прошел первое чтение законопроект «Об административных судах» и обсуждается вопрос о выработке проекта административно-процессуального закона.
      Но не менее важным представляется решить вопрос о судебной защите в рамках имеющихся процессуальных возможностей. В настоящее время дела об оспаривании действий, решений или нормативных актов органов местного самоуправления довольно распространены.
      Но при этом, как ни странно, останется без судебной защиты само местное самоуправление. Особое значение имеют споры о компетенции. Нередко имеют место случаи вмешательства, подмены, воспрепятствования в дела местного самоуправления со стороны органов государственной власти. Такие проблемы возникают и «по вертикали» между однородными федеральными и региональными органами.
      Следует признать необходимым принятие законов, закрепляющих права муниципальных образований и их органов на обжалование в суде действий государственных органов, нарушающих права местного самоуправления, по аналогии с правом граждан обжаловать неправомерные действия должностных лиц.
      Необходимость такого закрепления обусловлена тем, что местное самоуправление – это право и способность населения и создаваемых ими органов самоуправления под свою ответственность, исходя из исторических и иных местных традиций, осуществлять переданные государством в их ведение дела.
      Следовательно, этим будет законодательно закреплено право на коллективную защиту населения муниципального образования от неправовых действий и бездействия государственных органов.
      Вопрос о процессуальном положении органов местного самоуправлении в настоящее время осложнен тем, что гражданское судопроизводство регулируется ГПК РСФСР 1964 года, многие положения которого устарели, но суды нередко применяют его нормы без учета изменившихся условий и нового законодательства.
      Действующий ГПК в ст.29 не называет органы местного самоуправления в качестве возможных лиц, участвующих в деле, нет их и в ст.33, где перечислены лица, которые могут быть сторонами по делу. Значительным в решении этого вопроса следует признать изменения, внесенные в августе 2000 г. в действующий ГПК. Ст.42 ГПК теперь предусматривает участие в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления. Но, к сожалению, эти изменения не повлияли на другие статьи ГПК, по-прежнему нет органов местного самоуправления, как уже отмечалось в перечне ст.29 ГПК, регулирующей состав лиц, участвующих в деле, нет их и в ст.33, где перечислены субъекты, которые могут занять положение сторон.
      Рассмотрим вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и о том, какое положение, в принципе, могут занять органы местного самоуправления.
      Лица, участвующие в деле, характеризуются наличием юридической заинтересованности. Юридическая заинтересованность подразделяется на материальную и процессуальную, личную и служебную.
      Материальную заинтересованность имеют стороны и третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора. Материальная заинтересованность предполагает, что судебное решение непосредственно повлияет на права и обязанности этих лиц.
      Процессуальная заинтересованность – у третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, прокурора и лиц, выступающих в процессе в защиту чужих интересов, в соответствии со ст.42 ГПК РСФСР. Процессуальная заинтересованность предполагает, что лицо стремится получить судебное решение определенного содержания.
      Личная юридическая заинтересованность основана на том, что лицо является субъектом материальных правоотношений, входящих в предмет судебной защиты.
      Служебная заинтересованность вытекает из компетенции прокуратуры и других государственных органов.
      В зависимости от конкретной ситуации органы местного самоуправления могут занимать процессуальное положение стороны, третьего лица, и лиц, участвующих в деле, в порядке ст.42 ГПК РСФСР.
      Нормы ст.ст.37 и 38 ГПК РСФСР, которые не содержат указаний на то, кто может занять положение третьего лица, дают прямую возможность участия органов местного самоуправления в этом качестве.
      Проблема возникает, когда органы местного самоуправления должны занять положение стороны в процессе. К сожалению, ст.33 ГПК РСФСР не только не называет органов местного самоуправления, но и не дает точного определения сторон в процессе, а перечень лиц, которые могут занять это положение, не соответствует возможным субъектам гражданских и иных материальных правоотношений.
      Проект ГПК предполагает устранить этот серьезный пробел, указав, что «сторонами в гражданском процессе – истцом или ответчиком – являются предполагаемые в момент возбуждения гражданского дела субъекты спорного материального правоотношения». Если такая формулировка будет в новом ГПК, то органы местного самоуправления могут занять положение стороны в любом случае, когда это будет необходимо для защиты их прав и законных интересов.
      Не менее значимым является и участие органов местного самоуправления в защиту государственных и общественных интересов и интересов других лиц.
      В ст.42 ГПК РСФСР предусмотрены две формы участия в процессе в защиту прав других лиц: возбуждение дела и вступление в уже начатый процесс. Возможность возбуждения дела органами местного самоуправления согласно ст.42 ГПК ограничена случаями, предусмотренными законом. Кроме того, такое возбуждение дела возможно либо по просьбе конкретного лица, в защиту прав и интересов которых орган местного самоуправления может обратиться в суд, либо в защиту охраняемых законом интересов неограниченного круга лиц.
      Представляется, что возможность возбуждения дел органами местного самоуправления должна быть расширена. Органы местного самоуправления должны независимо от специального указания в законе иметь право обращения в суд для отстаивания прав и интересов граждан, входящих в соответствующее местное сообщество, если эти права и интересы носят значительный общественный характер. Это особенно важно с учетом состояния законодательства в части предоставления органам местного самоуправления на возбуждения дела.
      Положительным является установление возможности участия органов местного самоуправления не только в случаях, предусмотренных законом, но и в других, необходимых случаях по инициативе суда (ч.4 ст.42 ГПК).
      Вместе с тем судебная защита органов местного самоуправления и интересов граждан этими органами требует специального регулирования в рамках административного судопроизводства.
|