Обращение взыскания на права (требования) по неисполненым денежным обязательствам
      В соответствии со ст.128 ГК РФ, с точки зрения видов объектов гражданских прав, имущественные права, к которым относятся права (требования) по неисполненным денежным обязательствам, по своему статусу относятся к имуществу.
      Согласно абз.1 ст.59 ФЗ "Об исполнительном производстве" арест и реализация имущества должника-организации, непосредственно не участвующей в производстве, осуществляются в первую очередь. Права (требования) по неисполненным денежным обязательствам не являются имуществом, участвующим в производстве. Поэтому их арест и реализация должны осуществляться в первую очередь.
      Порядок ареста и реализации прав (требований) по неисполненным денежным обязательствам определен во Временной инструкции о порядке ареста и реализации прав (требований), принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской задолженности) при обращении взыскания на имущество организаций-должников, утвержденной Приказом Минюста РФ от 03.07.98 N 76 "О мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций".
      В соответствии с п.1 Временной инструкции обращение взыскания на дебиторскую задолженность состоит из ареста (описи и запрета распоряжения) дебиторской задолженности, в необходимых случаях - изъятия у должника документов, подтверждающих дебиторскую задолженность и передачи их на хранение, а также реализации дебиторской задолженности.
      Согласно п.3 Временной инструкции арест на дебиторскую задолженность налагается судебным приставом-исполнителем или органом налоговой полиции РФ (лицами, осуществляющими взыскание) на основании соответствующего исполнительного документа.
      Реализация арестованной дебиторской задолженности осуществляется Федеральным долговым центром при Правительстве РФ, специализированными организациями, определяемыми на конкурсной основе, на основании договора с лицом, осуществляющим взыскание (п.15 Временной инструкции). ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержит особых требований для специалированных организаций, которые привлекаются к реализации арестованного имущества. Такой подход подтверждаетсятся в комментарии к ФЗ "Об исполнительном производстве": специализированной становится любая коммерческая организация, осуществляющая торговую деятельность, которая привлечена судебным приставом-исполнителем и/или Федеральным долговым центром к реализации арестованного имущества.
      В п.16 Временной инструкции предусмотрено, что реализация арестованной дебиторской задолженности производится на торгах, проводимых продавцом в форме открытых аукционов, по правилам, установленным статьями 447-449 ГК РФ и Временной инструкцией. При этом, дебиторская задолженность, не реализованная на торгах, подлежит ре-ализации продавцом на комиссионных началах.
      В связи с тем, что в вопросе реализации арестованного имущества специализированными организациями существуют проблемы, связанные со сроками реализации и оценкой реализуемого имущества, Минюст РФ издал Приказ от 12.11.98 N 166 "Об улучшении работы по отбору специализированных организаций для продажи арестованного имущества". В соответствии с Приказом руководителям территориальных органов Минюста РФ было предложено, с одной стороны, проверить законность заключенных договоров на реализацию имущества через специализированные организации, а с другой - активнее привлекать к реализации арестованного имущества организации, прошедшие аккредитацию в Федеральном долговом центре при Правительстве РФ.
      После этого Постановлением Правительства РФ от 23.04.99 N 459 "О реализации конфискованного и арестованного имущества" решение задач по реализации имущества, конфискованного или арестованного на основании судебных решений или актов других органов, было возложено исключительно на Федеральный долговой центр (п.1). Одновременно в п.3 Постановления предусмотрено, что деятельность по оценке и реализации имущества на внутреннем и внешнем рынке осуществляется отобранными на конкурсной основе специализированными организациями на основании договоров, заключаемых Федеральным долговым центром с этими организациями. Данные положения получили закрепление и в Положении о Федеральном долговом центре при Правительстве РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 06.01.98 N 6 (с последующими изменениями).
      Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 980 "О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве РФ Российскому фонд федерального имущества" Федеральный долговой центр ликвидирован. Одновременно установлено, что его функции по реализации имущества передаются исключительно Российскому фонду федерального имущества, его территориальными отделениями и отобранными на конкурсной основе представителями.
      До подведения итогов конкурса по отбору представителей Российскому фонду федерального имущества разрешено привлекать для оценки и реализации имущества организации, осуществляющие указанную деятельность в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1999 г. N 459 "О реализации конфискованного и арестованного имущества".
      Министерству юстиции РФ, Министерству РФ по налогам и сборам, Государственному таможенному комитету РФ, Федеральной службе безопасности РФ, Федеральной пограничной службе РФ, Федеральной службе налоговой полиции РФ, Министерству внутренних дел РФ и Государственному комитету РФ по рыболовству предписано в месячный срок заключить с Российским фондом федерального имущества соглашения, определяющие порядок и условия их взаимодействия при продаже арестованного и конфискованного имущества.
|