Это архивная страница предыдущей версии сайта Лиджиста.
Актуальную информацию смотрите на обновленном сайте.



      Вопросы уплаты налогов при осуществлении иностранной компанией морских перевозок на территории Российской Федерации.

      1. При рассмотрении вопросов о необходимости и порядке уплаты НДС при осуществлении морских перевозок необходимо учитывать следующее.
      В соответствии с пунктом 2 статьи 151 Налогового кодекса РФ при вывозе товаров с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта НДС не уплачивается.
      Однако в данном случае необходимо определить, имеет ли место именно экспорт товара.
      В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" под "экспортом" понимается вывоз, в частности, товара, работ, услуг с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РФ, а факт экспорта услуг фиксируется моментом предоставления услуг. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории РФ за границу, в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.
      Как следует из статьи 3 Таможенного кодекса РФ таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.
      В свою очередь пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ" под "территориальным морем РФ" понимается примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от соответствующих исходных линий.
      Таким образом, если вывозимый морским путем товар реализуется в пределах 12-мильной зоны, экспорта не происходит и, следовательно, НДС должен быть уплачен.
      Если товар реализуется за пределами 12-мильной зоны, то есть вывозится с таможенной территории РФ, есть основания для применения указанной выше льготы по НДС. Однако в этом случае, как следует из статьи 99 Таможенного кодекса РФ, выпуск товара на экспорт должен быть оформлен соответствующими таможенными документами (таможенной декларацией), то есть должны быть выполнены все таможенные формальности, связанные с экспортом.

      2. Как следует из статьи 161 Налогового кодекса РФ, если, например, услуга по перевозке товара приобретается у иностранного лица, не состоящего на учете в российских налоговых органах в качестве налогоплательщика, то на приобретателя указанной услуги, состоящего на учете в российских налоговых органах, возлагается обязанность по определению налоговой базы, исчислению, удержанию и уплате НДС в бюджет.
      Таким образом, при решении вопроса о том, кто должен осуществлять платеж в бюджет по НДС, решающее значение имеет факт постановки на учет в российском налоговом органе иностранного лица, оказывающего услуги другому лицу в РФ.
      Если иностранная компания состоит на учете в российском налоговом органе, она самостоятельно уплачивает НДС. Если не состоит, то НДС перечисляет в бюджет источник платежа, но за счет средств, предназначенных для перечисления иностранной компании за оказанные услуги.
      
      3. Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (приложение № 1 к Приказу МНС России от 7 апреля 2000 года № АП-3-06/124) содержит, в частности, следующие правила, которые необходимо учитывать:
      а) иностранная организация обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала, если такая иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в РФ через филиал, представительство или иное обособленное подразделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности) (пункт 2.1.1. Положения); иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций, в каждом из которых она обязана встать на учет (пункт 2.1.1.2.);
      б) постановке на учет подлежат иностранные организации, имеющие в РФ транспортные средства (в том числе ввезенные ими на территорию РФ, принадлежащие им на праве собственности или на правах владения и (или) пользования и (или) распоряжения (пункт 2.4.2.);
      в) иностранные организации, не имеющие в РФ филиала или представительства, подлежат учету в налоговом органе по месту постановки на учет банка (по месту нахождения его филиала), в котором им открывается счет. Иностранные организации подлежат учету в налоговых органах при открытии ими счетов в рублях или иностранной валюте (пункт 3.1.). Если в результате проведения операций по счетам, открытым в банках на территории РФ такими иностранными организациями, у них возникает обязанность самостоятельно уплачивать налоги, то такие организации подлежат постановке на учет в налоговом органе, как это предусмотрено для филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, в течение 30 дней с момента возникновения такой обязанности (пункт 3.3.).

      4. При решении вопроса о необходимости уплаты налога на прибыль (доходы) иностранного лица, оказывающего услуги по морским перевозкам, необходимо учитывать нижеследующее.
      Если товар при его перевозке не покидает территорию России (не выходит за пределы 200-мильной экономической зоны), то, по нашему мнению, налоговые органы будут рассматривать в этом случае деятельность иностранной компании как осуществляемую на территории России и, следовательно, налог должен быть уплачен, если иное не предусмотрено соответствующим договором об избежании двойного налогообложения. Рассмотрим ситуацию на примере договора с США.
      Пунктом 1 статьи 8 Договора от 17 июня 1992 года между РФ и США "Об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" предусмотрено, что доходы лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве от использования морских и воздушных судов в международных перевозках облагаются налогом только в этом Государстве.
      Однако следует учитывать, что в соответствии с подпунктом "f" пункта 1 статьи 3 указанного Договора перевозка, осуществляемая исключительно между пунктами, расположенными на территории одного Договаривающегося Государства, не может рассматриваться как международная перевозка.
      Если перевозка не международная, то возможно применение правила пункта 1 статьи 6 Договора, которое гласит, что прибыль лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве облагается налогом только в этом Государстве, если только это лицо с постоянным местопребыванием не осуществляет или не осуществляло коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство.
      Что рассматривается как "постоянное представительство", необходимо определять в соответствии со статьей 5 указанного Договора и пунктом 1 прилагаемого к Договору Протокола в зависимости от характера деятельности, которую осуществляет представительство американской компании в России.
      Таким образом, при наличии соответствующего договора об избежании двойного налогообложения, если иностранная компания, оказывающая услуги на территории РФ по морским перевозкам, не имеет своего представительства в России, налог на доходы (прибыль) эта компания должа уплачивать в государстве, где она имееет постоянное местопребывание.
      При отсутствии таких международных норм налог на прибыль (доходы) от деятельности на территории РФ должен быть уплачен в РФ.

      5. Россия (в том числе как правопреемник СССР) имеет договоры об избежании двойного налогообложения помимо США, в частности, со следующими государствами: Норвегия, Австрия, ФРГ, Кипр, Испания, Канада, Великобритания, Франция, Япония, Дания, Нидерланды, Малайзия, Финляндия, Бельгия, Индия, Польша, Корея, Вьетнам, Болгария, Швеция, Люксембург, Турция, Румыния, Узбекистан, Венгрия, Израиль, Ирландия, Китай, Словакия, Украина, Монголия, Албания, Беларусь, Филиппины, Словения, Хорватия, Швейцария, Чехия, ЮАР, Италия, Молдова, Мали, Казахстан, Армения, Ливан, Азербайджан, Марокко, Египет, КНДР, Македония, Туркменистан, Иран, Намибия, Катар, Киргизия, Грузия.

М.Д.Лукашова,
директор фирмы

А.Э.Бессмертных,
главный эксперт


Это архивная страница предыдущей версии сайта Лиджиста.
Актуальную информацию смотрите на обновленном сайте.