Это архивная страница предыдущей версии сайта Лиджиста.
Актуальную информацию смотрите на обновленном сайте.



Морской залог и арест судна для обеспечения морского требования

      Морским залогом на судно в соответствии со статьей 367 КТМ РФ обеспечиваются требования к судовладельцу в отношении:
      1) заработной платы и других сумм, причитающихся капитану судна и другим членам экипажа судна за их работу на борту судна, в том числе расходов на репатриацию и уплачиваемых от имени капитана судна и других членов экипажа судна взносов по социальному страхованию;
      2) возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина на суше или на воде в прямой связи с эксплуатацией судна;
      3) вознаграждения за спасение судна;
      4) уплаты портовых и канальных сборов, сборов на других судоходных путях и лоцманских сборов;
      5) возмещения реального ущерба, причиненного при эксплуатации судна в результате утраты или повреждения иного имущества, чем перевозимые на судне грузы, контейнеры и вещи пассажиров.
      Данные требования подлежат преимущественному удовлетворению из стоимости судна, полученной от продажи.
      Таким образом, институт морского залога предусматривает, что если в соответствии с правовыми актами требование к судовладельцу (фрахтователю и т.п.) обеспечивается морским залогом на судно, то для удовлетворения этого требования производится принудительная продажа судна независимо от наличия иного имущества должника. За счет средств, полученных от продажи судна, удовлетворяются соответствующие требования. Морской залог не требует договорного оформления, так как возникает из закона.
      Арест судна для обеспечения морского требования является самостоятельным институтом морского права, отличным от морского залога.
      В соответствии со статьями 388-393 КТМ РФ во время нахождения судна в пределах юрисдикции Российской Федерации на основании постановления суда, арбитражного суда или управомоченного законом третейского суда по морским делам на судно может быть наложен арест для обеспечения морского требования.
      Судно может быть арестовано для получения обеспечения независимо от того, что в соответствии с юрисдикционной оговоркой или арбитражной оговоркой, предусмотренными соответствующим договором или иным образом, морское требование, по которому на судно наложен арест, подлежит рассмотрению в суде или арбитраже другого государства.
      При этом ответственным по морскому требованию должен являться собственник судна или фрахтователь по бербоут-чартеру.
      Важное значение имеет то обстоятельство, что в обеспечение этого требования могут быть арестованы любые суда, принадлежащие на праве собственности лицу, являющемуся ответственным по морскому требованию.
      Судно может быть освобождено от ареста только на основании постановления суда, арбитражного суда или третейского суда при достижении сторонами соглашения относительно предоставления гарантии или иного обеспечения исполнения морского требования.
      При отсутствии такого соглашения сторон о форме и размере обеспечения суд, арбитражный суд или третейский суд определяет форму обеспечения, а также размер обеспечения, который не должен превышать стоимость судна.
      При этом, если суд, в пределах юрисдикции которого судно было арестовано, не обладает компетенцией рассматривать дело по существу, то гарантия или иное обеспечение, предоставленное с целью освободить судно из-под ареста, должно конкретно предусматривать, что оно предоставлено в качестве обеспечения исполнения любого судебного решения, которое в конечном итоге может быть вынесено судом, обладающим компетенцией рассматривать дело по существу.
      Одновременно суд или другая компетентная судебная власть страны, в которой был наложен арест, устанавливает срок, в течение которого лицо, имеющее требование, должно предъявить иск в суде, обладающем такой компетенцией.
      Если в любом из случаев, указанных выше, иск не был предъявлен в установленный срок, ответчик может ходатайствовать об освобождении судна либо отмене гарантии или иного обеспечения.
      Арест судна (судов) обязанного лица не предусматривает последующей его реализации. Данная процедура направлена на понуждение должника исполнить обязательство под угрозой убытков, связанных с арестом судна. Реализация судна может иметь место в процессе исполнения судебного решения о взыскании задолженности.
      Принципиальным отличием ареста судна от морского залога на судно или ипотеки судна является то, что арест судна для обеспечения морского требования в отличие от залога не влечет принудительной продажи судна. Целью ареста судна является получение от должника по морскому требованию достаточной гарантии или иного обеспечения исполнения решения суда по спору между сторонами в отношении конкретного морского требования, если после наложения ареста должник добровольно не исполнит это требование. Иными словами, даже если судно будет арестовано, решение суда об удовлетворении требования кредитора будет исполняться в соответствии с общими нормами об исполнительном производстве и требование может быть удовлетворено за счет другого имущества должника, в первую очередь, денежных средств должника.
      Рассмотренные вопросы регулируются в Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов (Брюссель, 1952 г.), более подробно, чем в Кодексе торгового мореплавания РФ. Россия присоединилась к данной Конвенции в 1999 г.
      С учетом положений этой Конвенции арест судна должника в обеспечение морского требования может быть наложен в пределах юрисдикции любого государства-участника Конвенции.
      Также судно, плавающее под флагом государства, не участвующего в Конвенции, может быть арестовано в пределах юрисдикции любого государства-участника Конвенции по любым морским требованиям или любым другим требованиям, по которым закон этого государства разрешает арест.
      Таким образом, арест судна для обеспечения морского требования является отличным от морского залога судна правовым институтом морского права. В Российской Федерации данный институт применяется в соответствии с нормами Кодекса торгового мореплавания РФ и Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов.
      Одновременно обращаем внимание, что Россия в 1999 г. также присоединилась к Женевской Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 г. Перечень требований, обеспечиваемых по Кодексу торгового мореплавания РФ морским залогом, соответствует требованиям, предусмотренным в данной Конвенции.

Д.Е.Тягай,
к.ю.н., генеральный директор

В.П.Сумин
главный эксперт


Это архивная страница предыдущей версии сайта Лиджиста.
Актуальную информацию смотрите на обновленном сайте.