Вопросы получения согласия (уведомления)
антимонопольного органа.
      1. Получение согласия или уведомление антимонопольного органа при слиянии (присоединении) коммерческих организаций.
      При некоторых обстоятельствах российское законодательство предусматривает получение согласия или уведомление антимонопольного органа при слиянии (присоединении) коммерческих организаций.
      Указанные вопросы регулируются статьей 17 Закона Российской Федерации от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Антимонопольный закон).
      В целях предотвращения возможного злоупотребления коммерческими организациями доминирующим положением или ограничения конкуренции федеральным антимонопольным органом осуществляется государственный контроль, в частности, за слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда. (Пункт 1 статьи 17 Антимонопольного закона).
      В указанном выше случае лица или органы, принимающие решения о реорганизации (слиянии или присоединении) коммерческих организаций, представляют в федеральный антимонопольный орган документы и информацию в соответствии с Положением о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (утверждено Приказом МАП России от13.08.99 № 276).
      Федеральный антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю о принятом решении в письменной форме. В случае возникновения необходимости указанный срок может быть увеличен федеральным антимонопольным органом, но не более чем на 15 дней (пункт 2 статьи 17 Антимонопольного закона).
      Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения соответствующей организации и (или) ограничению конкуренции либо при рассмотрении представленных документов обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной.
      Федеральный антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство в случае выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции. При этом указанные требования, а также сроки их исполнения должны содержаться в решении федерального антимонопольного органа о согласии на слияние (присоединение) коммерческих организаций.
      Федеральный антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство даже при возможности наступления указанных неблагоприятных последствий, в случае, если лица или органы, принимающие решение о реорганизации (слиянии или присоединении) коммерческих организаций, докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка. (Пункт 3 статьи 17 Антимонопольного закона).
      Федеральный антимонопольный орган должен быть уведомлен заявлением учредителей (одного из учредителей) в 15-дневный срок со дня государственной регистрации (внесения изменений в государственный реестр) о слиянии (присоединении) коммерческих организаций, если сумма их активов (реорганизованных коммерческих организаций) по балансу превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
      При уведомлении федерального антимонопольного органа заявитель представляет наряду с заявлением информацию, аналогичную предоставляемой при подаче ходатайства о даче согласия на реорганизацию (см. выше) (пункт 4 статьи 17 Антимонопольного закона).
      Если федеральный антимонопольный орган после предварительного изучения информации прийдет к выводу, что слияние (присоединение) организации, о котором его уведомили, может привести к ограничению конкуренции, он принимает решение о дополнительной проверке соответствия слияния (присоединения) коммерческой организации требованиям антимонопольного законодательства.
      Указанное решение направляется заявителю в 15-дневный срок со дня получения федеральным антимонопольным органом заявления об уведомлении.
      Окончательное решение принимается федеральным антимонопольным органом в сроки, аналогичные для принятия решения о даче согласия на реорганизацию (см. выше), о чем сообщается заявителю в письменной форме (пункт 5 статьи 17 Антимонопольного закона).
      В случаях, если слияние (присоединение) коммерческих организаций может привести к ограничению конкуренции, учредители коммерческой организации, лица или органы, принявшие решение о слиянии, присоединении, обязаны по требованию федерального антимонопольного органа принять меры по восстановлению необходимых условий конкуренции. (Пункт 6 статьи 17 Антимонопольного закона).
      В случаях, когда в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Антимонопольного закона для слияния (присоединения) коммерческих организаций требуется согласие антимонопольного органа, государственная регистрация коммерческих организаций осуществляются регистрирующим органом только с предварительного согласия федерального антимонопольного органа.
      Государственная регистрация коммерческих организаций, реорганизованных без предварительного согласия федерального антимонопольного органа, может быть признана в судебном порядке недействительной по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции) (пункт 8 статьи 17 Антимонопольного закона).
      Слияние (присоединение) коммерческих организаций в нарушение порядка, установленного пунктом 4 статьи 17 Антимонопольного закона (уведомление антимонопольного органа), приводящее к возникновению или усилению доминирования и (или) ограничению конкуренции, неисполнение требований федерального антимонопольного органа, предъявленных в соответствии с пунктом 6 статьи 17 (принятие мер по восстановлению необходимых условий конкуренции), являются основанием для признания государственной регистрации недействительной в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции) (пункт 9 статьи 17 Антимонопольного закона).
      2. Получение согласия или уведомление антимонопольного органа при приобретении акций (долей) с правом голоса в уставном капитале коммерческой организации.
      При некоторых обстоятельствах российское законодательство предусматривает получение разрешения или уведомление антимонопольных органов в случае приобретения лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций (долей).
      Указанные вопросы регулируются статьей 18 Антимонопольного закона.
      Предварительное согласие федерального антимонопольного органа на приобретение более 20 процентов акций (долей) требуется в следующих случаях:
      если суммарная балансовая стоимость активов приобретателя акций (долей) и хозяйствующго субъекта, чьи акции (доли) продаются (эмитента), превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, или,
      если приобретатель акций (долей) или хозяйствующий субъект, чьи акции (доли) продаются (эмитент), является субъектом, внесенным в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, или,
      если приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта, внесенного в указанный Реестр (пункты 1 и 2 статьи 18 Антимонопольного закона).
      Для совершения указанных сделок, лица обязаны представить в федеральный антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на совершение сделок и сообщить информацию, необходимую для вынесения решения, в соответствии с перечнем информации, утверждаемым федеральным антимонопольным органом. (Пункт 3 статьи 18 Антимонопольного закона).
      Перечень документов и информации, которые необходимо предоставить в антимонопольные органы в указанном случае, определен Положением о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (утверждено Приказом МАП России от13.08.99 № 276).
      Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство, если его удовлетворение может привести к усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) и (или) ограничению конкуренции, а также в случае недостоверности представленнной информации, имеющей значение для принятия решения.
      Федеральный антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство в случае выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции. При этом указанные требования, а также сроки их исполнения должны содержаться в решении федерального антимонопольного органа о согласии на осуществление сделки.
      Федеральный антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство даже при возможности ограничения конкуренции, в случае, если участники сделки докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка (пункт 4 статьи 18 Антимонопольного закона).
      Федеральный антимонопольный орган подлежит уведомлению по заявлению юридического или физического лица в 15-дневный срок после совершения сделок, если суммарная балансовая стоимость активов приобретателя более 20 процентов акций (долей) и хозяйствующего субъекта, чьи акции (доли) приобретаются (эмитента), превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда (пункт 5 статьи 18 Антимонопольного закона).
      Если федеральный антимонопольный орган после предварительного изучения информации прийдет к выводу, что совершение сделки, о которой его уведомили, может привести к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) и (или) ограничению конкуренции, антимонопольный орган принимает решение о дополнительной проверке соответствия указанной сделки требованиям антимонопольного законодательства (пункт 6 статьи 18 Антимонопольного закона).
      Совершение сделки в нарушение порядка, установленного статьей 18 Антимонопольного закона, а также неисполнение решений федерального антимонопольного органа влечет за собой признание сделки недействительной по иску антимонопольного органа. Нарушение требований статьи 18 Антимонопольного закона в части получения согласия (уведомления) федерального антимонопольного органа на совершение сделок является основанием для наложения штрафных санкций (пункт 9 статьи 18 Антимонопольного закона).
      Российское законодательство не распространяется на территорию других государств. При этом следует учитывать, что в соответствии со статьей 2 Антимонопольного закона последний применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые в том числе иностранными лицами за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации.
      Изложенную норму необходимо учитывать в связи с тем, что смена собственника акций в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" должна быть зарегистрирована в реестре акционеров, а также в случаях, предусмотренных законодательством, должны быть внесены изменения в устав юридического лица. Такие изменения необходимо вносить в случае перехода права собственности на акции в российском закрытом акционерном обществе или в случае уступки доли (ее части) в российском обществе с ограниченной ответственностью. Эти действия будут совершаться в Российской Федерации при участии российских государственных органов и юридических лиц, которые, как следует предположить, будут учитывать вышеизложенное правило статьи 2 Антимонопольного закона и его другие нормы.
      В случае слияния или иной реорганизации юридических лиц, которые являются учредителями материнских компаний, которые в свою очередь владеют акциями (долями) российских компаний, статья 18 Антимонопольного закона не применяется, если указанная реорганизация не приводит к смене непосредственного собственника акций (долей) российских юридических лиц.
      В равной степени изложенное относится к иному способу смены собственников акций (долей) указанных материнских компаний, в том числе путем купли-продажи акций (долей) в их уставном капитале.
      3. Уведомление антимонопольного органа при создании коммерческой организации.
      При некоторых обстоятельствах российское законодательство предусматривает обязательное уведомление антимонопольных органов при создании коммерческой организации.
      Вопросы, связанные с таким уведомлением, регулируются статьей 17 Закона Российской Федерации от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (Антимонопольный закон).
      Федеральный антимонопольный орган в 15-дневный срок со дня государственной регистрации должен быть уведомлен заявлением учредителей (одного из учредителей) о создании коммерческой организации, если суммарная стоимость активов учредителей превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
      При уведомлении федерального антимонопольного органа заявитель представляет информацию и документы согласно Положению о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (утверждено Приказом МАП России от13.08.99 № 276).
      Если федеральный антимонопольный орган после предварительного изучения информации прийдет к выводу, что создание организации, о котором его уведомили, может привести к ограничению конкуренции, он принимает решение о дополнительной проверке соответствия создания коммерческой организации требованиям антимонопольного законодательства.
      Указанное решение направляется заявителю в 15-дневный срок со дня получения федеральным антимонопольным органом уведомления.
      Окончательное решение принимается федеральным антимонопольным органом не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов. В случае возникновения необходимости указанный срок может быть увеличен федеральным антимонопольным органом, но не более чем на 15 дней (пункт 5 и 2 статьи 17 Антимонопольного закона).
      В случаях, если создание коммерческой организации может привести к ограничению конкуренции, учредители коммерческой организации обязаны по требованию федерального антимонопольного органа принять меры по восстановлению необходимых условий конкуренции (пункт 6 статьи 17 Антимонопольного закона).
      В случаях, когда требуется обязательное уведомление федерального антимонопольного органа, учредители вправе до принятия такого решения запросить согласие федерального антимонопольного органа на создание коммерческой организации, а указанный орган обязан рассмотреть соответствующие ходатайства в порядке, установленном для рассмотрения ходатайств о даче согласия. Данный порядок установлен пунктом 2 статьи 17 Антимонопольного закона. Получение предварительного согласия на создание коммерческой организации является правом, а не обязанностью учредителей (пункт 7 статьи 17 Антимонопольного закона).
      Создание коммерческих организаций в нарушение порядка, установленного пунктом 4 статьи 17 Антимонопольного закона (обязательное уведомление), приводящее к возникновению или усилению доминирования и (или) ограничению конкуренции, неисполнение требований федерального антимонопольного органа, предъявленных в соответствии с пунктом 6 статьи 17 (принятие мер по восстановлению необходимых условий конкуренции), являются основанием для признания государственной регистрации коммерческой организации недействительной в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции).
      4. Обжалование решений федерального антимонопольного органа.
      В соответствии со статьей 20 Антимонопольного закона в случае, если заявитель не получит на свое ходатайство (заявление об уведомлении) ответа от федерального антимонопольного органа (территориального органа) в 60-дневный срок, исчисляемый со дня получения этого ходатайства (заявления об уведомлении) указанным органом, либо не согласен с принятым решением этого органа, он вправе обратиться в суд или арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
      В равной степени изложенное относится к ходатайствам и уведомлениям, подаваемым в федеральный антимонопольный орган в соответствии со статьями 17 и 18 Антимонопольного закона.
|