Это архивная страница предыдущей версии сайта Лиджиста.
Актуальную информацию смотрите на обновленном сайте.


Вопросы въезда иностранных граждан в РФ.

О возможности въезда в Российскую Федерацию иностранной гражданки для осуществления деятельности по уходу за ребенком иностранного гражданина, работающего и проживающего с семьей в Российской Федерации.

      В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" обязательным условием для въезда в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства является наличие у него визы, выданной соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ за пределами территории РФ, либо органом внутренних дел или Министерством иностранных дел РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
      Частью 3 статьи 6 указанного выше закона предусмотрено, что в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства ходатайствует о въезде в РФ для занятия трудовой деятельностью, российская виза ему может быть выдана только при наличии разрешения федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, оформленного в порядке, установленном Правительством РФ.
      Указом Президента РФ от 16.12.1993г. № 2146 утверждено Положение о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы. Данное Положение определяет условия и порядок выдачи разрешений на привлечение в РФ иностранной рабочей силы, а также подтверждений иностранным гражданам на право трудовой деятельности на территории РФ.
      Из пункта 17 указанного выше Положения следует, что информация о выданных разрешениях, направляемая в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за границей, является основанием для получения иностранными гражданами въездной-выездной визы с правом работы по найму.
      В пункте 4 указанного Положения предусмотрено, что соответствующие разрешения могут выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующим на территории РФ, а также отдельным российским и иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим на территории РФ, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. В соответствии с пунктом 8 Положения разрешения выдаются, как правило, на срок до 1 года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на 1 год.
      Указанное правило пункта 4 Положения о возможности, в частности, иностранного гражданина, проживающего в России, получить разрешение для найма другого иностранного гражданина на работу в личном хозяйстве, необходимо соотносить с нормами Федерального закона "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", который принят позже названного выше Указа Президента РФ и обладает по сравнению с этим Указом большей юридической силой.
      Из статьи 25 указанного Федерального закона следует, что существует два основания для оформления въезда иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ: приглашение российского физического или юридического лица или надлежащим образом оформленный договор о туристической поездке. Пунктом 2 Положения об оформлении приглашения в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства (утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.10.1998г. № 1142) предусмотрено, что приглашение является основанием для рассмотрения вопроса о выдаче российской визы иностранным гражданам и лицам без гражданства. При этом из пунктов 3 - 5 названного Положения следует, что соответствующее приглашение может быть дано только российским юридическим лицом или гражданином РФ. То есть, данные нормативные акты не дают иностранным гражданам, проживающим на территории РФ, право оформлять приглашения для въезда на территорию РФ других иностранных граждан.
      Таким образом, анализ законодательства выявляет, что в соответствии с названным Указом Президента РФ иностранный гражданин, работающий и проживающий в России с семьей, вправе обратиться в соответствующий российский государственный орган с просьбой о выдаче разрешения для использования на период проживания в России в личном хозяйстве труда наемного работника, являющегося также иностранцем. Но при этом в указанном Федеральном законе и принятом в соответствии с ним Постановлении Правительства РФ отсутствует четкий правовой механизм, позволяющий реализовать норму Указа, то есть в этих нормативных актах иностранному гражданину не предоставлено право приглашать в Россию другого иностранного гражданина.
      С учетом изложенного можно сделать вывод, что при обращении иностранной гражданки в российское дипломатическое или консульское учреждение с просьбой выдать российскую визу для въезда в РФ для работы по уходу за ребенком, даже при наличии необходимого разрешения на такую работу, в выдаче такой визы может быть отказано по формальным основаниям.
      Возможным вариантом в такой ситуации, по нашему мнению, является оформление въезда иностранной гражданки для оказания услуг по уходу за ребенком через соответствующую российскую фирму, профессионально занимающуюся трудоустройством иностранных граждан в РФ, либо российскую фирму, оказывающую услуги по уходу за ребенком своим клиентам. Данный вариант потребует оформления договорных отношений между данной российской фирмой и въезжающей в РФ гражданкой. При этом услуги по уходу за ребенком иностранному гражданину будет оказывать именно российская фирма как юридическое лицо, и следовательно, именно этой российской фирме должна поступать плата за эти услуги от иностранного гражданина как потребителя услуг. Иностранная гражданка, непосредственно выполняющая работу, будет действовать как сотрудница российской фирмы и будет получать заработную плату от этой фирмы.

А.Э.Бессмертных,
главный эксперт


Это архивная страница предыдущей версии сайта Лиджиста.
Актуальную информацию смотрите на обновленном сайте.