Это архивная страница предыдущей версии сайта Лиджиста.
Актуальную информацию смотрите на обновленном сайте.


Ответственность за нарушение законодательства о труде.
Сверхурочные работы.

1.      Ответственность за нарушение законодательства о труде.
      Общее положение об ответственности за нарушение законодательства о труде установлено КЗоТ РФ. Статьей 249 КЗоТ РФ установлено, что «Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда или в воспрепятствовании деятельности профессиональных союзов, несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством».
      Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и охране труда установлена ст.41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
      Административным наказанием за указанные нарушения является штраф в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда. В РФ государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда осуществляет Федеральная инспекция труда на основании Положения о Федеральной инспекции труда, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 (п.3 Положения).
      Дела об административных правонарушениях (а также применение мер административной ответственности) рассматривают государственные инспекции труда, являющиеся органами Федеральной инспекции труда (подпункт 3) п.6 Положения).
      Нарушения правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенные лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влекут применение мер уголовной ответственности.
      В соответствии со ст.143 Уголовного кодекса РФ лица, совершившие указанные выше нарушения, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода за период от двух до пяти месяцев либо исправительными работами на срок до двух лет.
      Лицо, совершившее то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
      Меры уголовной ответственности применяются по решению судов общей юрисдикции.

2.      Вопросы привлечения водителей автотранспорта к сверхурочным работам.       КЗоТ РФ установлены общие правила регулирования сверхурочных работ. В ст.54 КЗоТ РФ определено, что сверхурочные работы, как правило, не допускаются, и определен перечень лиц, которые не допускаются к сверхурочным работам (ч.3 ст.54 КЗоТ РФ). В этом перечне водители автотранспорта отсутствуют. Кроме указанных в перечне лиц, которые не допускаются к сверхурочным работам, той же ст.54 КЗоТ РФ определено, что к сверхурочным работам не допускаются «…другие категории работников в соответствии с законодательством».
      КЗоТ РФ также установлены исключительные случаи, когда допускаются сверхурочные работы (ст.55 КЗоТ РФ), и предельное количество сверхурочных работ (ст.56 КЗоТ РФ).
      В отношении водителей автотранспорта в РФ введено специальное регулирование их рабочего времени и времени отдыха в связи с тем, что законодательством автотранспортные средства отнесены к источникам повышенной опасности.
      Так, Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 25*12*95 г. № 196-ФЗ установлено, что: «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
      организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
      соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей»(п.1 ст.20 Закона).
      Регулирование рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности (за исключением водителей, занятых на международных перевозках), предпринимателям, осуществляющим перевозки грузов и/или пассажиров с коммерческой целью или использующим автомобили для обеспечения собственных производственных нужд, осуществляется в соответствии с нормами «Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 25 июня 1999 Г. № 6 (зарегистрировано в Минюсте РФ 23*08*99 г., № 1874).
      В указанном Положении определены нормы рабочего времени водителей, порядок учета рабочего времени водителей, установлены нормы отдыха водителей и порядок предоставления отдыха.
      Положением не предусмотрено увеличение рабочего времени водителей сверх нормативов рабочего времени, установленных в самом Положении. Сверхурочные же работы в отношении водителей данным Положением не установлены.
      Пунктом 11 Положения установлено, что: «Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей такси)… может устанавливаться ненормированный рабочий день.
      Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем по согласованию с работником и закрепляется в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.
      Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях».
      Положением определена нормальная продолжительность рабочего времени водителей, которая не может превышать 40 часов в неделю (п.6 Положения).
      Работа, выполняемая сверх этой продолжительности при ненормированном рабочем дне, не считается сверхурочной.
      При этом администрация не вправе заранее обязывать работников с ненормированным рабочим днем постоянно работать по особому распорядку сверх продолжительности рабочего дня (смены). Допускаемые переработки не превращают ненормированный рабочий день в удлиненный.
      Законодательством установлен порядок компенсации работы с ненормированным рабочим днем.
      Так, подпунктом 3) ст.68 КЗоТ РФ определено, что работникам с ненормированным рабочим днем предоставляются ежегодные дополнительные отпуска.
      Указанные дополнительные отпуска присоединяются к ежегодным отпускам продолжительностью 24 рабочих дня (абзац 2 п.2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 19*04*91 г. № 1029-I «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся»). Этим же Постановлением Верховного Совета РСФСР установлено, что: «Предприятия (учреждения, организации) предоставляют дополнительные отпуска с учетом производственных и финансовых возможностей» (п.2 Постановления). Количество дней дополнительного отпуска законодательством конкретно не определено. Однако не отмененными в настоящее время «Правилами об очередных и дополнительных отпусках», утвержденными Народным Комиссариатом Труда СССР 30 апреля 1930 г., установлено, что работникам с ненормированным рабочим днем дополнительный отпуск предоставляется до 12 рабочих дней (п.8 Правил).
      Кроме дополнительных отпусков водителям легковых автомобилей, для которых установлен ненормированный рабочий день, устанавливаются доплаты к заработной плате.
      Порядок установления указанных доплат определен «Типовым положением об оплате труда и премировании работников автотранспорта», утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 14 декабря 1974 г. Данное Типовое положение применяется в настоящее время. Подпунктом «в» п. 29 данного Типового положения определен размер доплаты водителям легковых автомобилей (кроме такси) за ненормированный рабочий день, который может варьироваться и устанавливаться на отдельных предприятиях в пределах от 15 до 25% месячной оплаты труда.
      Таким образом, для водителей легкового автотранспорта, для которых установлен ненормированный рабочий день, компенсации за переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени устанавливаются в виде дополнительных отпусков и доплат к заработной плате. Причем оба эти условия должны обязательно соблюдаться в отношении водителей легкового автотранспорта. В противном случае администрация не имеет права устанавливать ненормированный рабочий день.
      Нарушение установленного порядка компенсации за ненормированный рабочий день для водителей легковых автомобилей является нарушением действующего законодательства.

А.В.Плотникова,
главный эксперт


Это архивная страница предыдущей версии сайта Лиджиста.
Актуальную информацию смотрите на обновленном сайте.