Это архивная страница предыдущей версии сайта Лиджиста.
Актуальную информацию смотрите на обновленном сайте.


Государственная регистрация юридических лиц: порядок и особенности

      В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
      Таким образом, государственная регистрация является законным доказательством права юридического лица на заключение каких-либо гражданско-правовых сделок.
      Сейчас государственная регистрация юридических лиц регулируется Указом Президента РФ от 8 июля 1994 года «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации», которым утверждено Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, а также ст. 51 ГК РФ. Указом Президента России определен перечень необходимых для государственной регистрации документов, указаны предъявляемые к этим документам требования, сроки регистрации. На практике, регистрирующие органы значительно расширяют указанный перечень и, тем самым, значительно усложняют эту процедуру. Следует также отметить, что процедура государственной регистрации меняется как в калейдоскопе. Лицу, не имеющему значительного опыта и навыков в регистрации, довольно трудно уследить за сменой полномочий регистрирующих органов, а также за порядком регистрации.
      В данной статье основной упор будет сделан на описание порядка государственной регистрации (поэтапно) обществ с ограниченной ответственностью и открытых (закрытых) акционерных обществ в городе Москве, вместе с перечнем необходимых документов, а также возникающих в процессе регистрации особенностей. Умышлено не приводим порядка государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями, так как это объемная и требующая индивидуального подхода тема.

      1-й этап
      Проверка и резервирование наименования Общества в реестре наименований коммерческих организаций. Данный реестр ведется Московской Регистрационной Палатой (для удобства далее - МРП). Справка о проверке и резервировании наименования требуется МРП при сдаче документов.

      2-й этап
      Подготовка учредительных документов, а именно:
      -  Устава;
      -  Договора о создании (для акционерных обществ - АО) или Учредительного договора (для обществ с ограниченной ответственностью - ООО) (если число учредителей более 1);
      -  Решения Учредителя (акционера) - для обществ с одним учредителем (акционером);
      -  Протокола общего собрания учредителей (акционеров) на котором принимаются следующие решения:
      *  об учреждении Обществ;
      *  об утверждении Устава Общества;
      *  об утверждении размера уставного капитала Общества и размера (количества) долей (акций) принадлежащих учредителям (акционерам);
      *  о наименовании и местонахождении Общества;
      *  об утверждении эскиза печати Общества;
      *  об утверждении оценки неденежных вкладов вносимых учредителями (в случае если сумма вносимого вклада не превышает 200 минимальных размеров оплаты труда).
      Данный этап наиболее важный. Ведь прописанные в учредительных документах положения будут значительно влиять на отношения, возникающие в процессе работы предприятия (например, самыми существенными и спорными вопросами являются положения, касающиеся порядка выхода из участников (акционеров) из Общества, о разграничении компетенции руководящих органов Общества, о размерах дивидендов, о порядке созыва и проведения общих собраний участников Общества, о порядке заключения крупных сделок и сделок с заинтересованностью и и т.д.). Для написания учредительных документов рекомендуем обратиться к юристам, ведь от их содержания зависит стабильная деятельность Общества.

      3-й этап
      Подписание учредительных документов Общества. В случае если учредителями (акционерами) Общества выступают физические лица или учредительные документы подписывает лицо по доверенности от имени юридических лиц, их подписи на всех учредительных документах и на протоколе должны быть заверены нотариально. Учредительные документы подписанные физическими лицами без нотариального заверения подписей, сдаются в регистрирующие органы в присутствии всех учредителей. Учредительные документы, подписанные от имени учредителей (акционеров) юридических лиц их руководителями заверяются соответствующими печатями, в этом случае нотариального заверения не требуется.

      4-й этап
      Подготовка комплекта учредительных, а также иных необходимых для государственной регистрации Общества, документов.
      В комплект документов для государственной регистрации Обществ с ограниченной ответственностью и открытых (закрытых) акционерных обществ должны обязательно входить:
      1.  Устав, утвержденный учредителями (учредителем) или акционерами (акционером) - оригинал и копия, заверенная нотариально;
      2.  Учредительный договор (если число учредителей более одного) - оригинал и копия, заверенная нотариально;
      2.1.  Для акционерных Обществ – договор о создании;
      3.  Протокол Общего собрания учредителей (акционеров) (для Обществ с числом учредителей более одного) – копия, заверенная нотариально;
      4.  Решение учредителя (акционера) (в случае, если Общество учреждается одним лицом) – копия, заверенная нотариально;
      5.  Заключение соответствующих экспертиз в случаях, предусмотренных законами РФ (Минтопэнерго, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др.) - оригинал или копия, заверенная нотариально;
      6.  Документы на учредителей:
      На юридических лиц:
-      Устав (копия, заверенная нотариально);
-      Свидетельство о регистрации (копия, заверенная нотариально).
      На каждое физическое лицо – ксерокопия паспорта.
      7.  Документ, подтверждающий формирование уставного фонда в соответствии со сроками, установленными законодательством РФ, а именно 50% уставного капитала должно быть оплачено учредителями (учредителем) на момент государственной регистрации, оставшаяся часть в течении одного года с момента такой регистрации:
      -  справка из банка о внесении денежных средств (оригинал или копия заверенная нотариально)
      -  акт приемки-передачи на баланс имущества и имущественных прав, вносимых в оплату уставного капитала (оригинал или копия заверенная нотариально) (в случае если стоимость имущества превышает 200 МРоТ).
      8.  Формы №6 и 7 (выдаются Московской Регистрационной Палатой).
      9.  Документ подтверждающий местонахождение Общества (договор аренды, субаренды).
      10.  Справка о проверке и резервировании наименования.
      11.  Доверенность уполномоченному лицу на ведение дел по государственной регистрации Общества (в случае если лицо, занимающееся регистрацией, не является руководителем Общества) - оригинал или копия заверенная нотариально.
      12.  Для открытых (закрытых) акционерных обществ необходимо предоставить документ, подтверждающий направление в ФКЦБ уведомления с просьбой зарегистрировать выпуск акций Общества.
      13.  Ксерокопия паспорта лица сдающего документы, а также ксерокопии всех паспортов физических лиц – учредителей.
      14.  Квитанции об оплате регистрационного сбора и государственной пошлины - оригинал.
      Следует сказать, что в зависимости от каждого конкретного случая могут быть затребованы и иные документы (например: при внесении в качестве вклада в уставный капитал имущества либо имущественных прав необходимо будет предоставить отчет независимого оценщика об оценке стоимости вклада и т.п.).
      Также необходимо решить вопрос с печатью. В настоящее время, печать вновь образованного юридического лица подлежит внесению в реестр печатей МРП с присвоением соответствующего реестрового номера. Печать оформляется в следующем порядке:
      1.  Изготавливается эскиз на бланках утвержденных Московской Регистрационной Палатой;
      2.  Бланк с эскизом подписывается Генеральным директором Общества и сдается в специализированный филиал МРП занимающийся присвоением печатям юридических лиц реестрового номера и утверждением эскизов этих печатей. В случае если на момент подачи документов на государственную регистрацию эскиз уже оформлен, он прикладывается к комплекту документов;
      3.  Эскиз утверждается Московской Регистрационной Палатой;
      4.  Печати присваивается номер в реестре печатей;
      5.  На основании утвержденного эскиза в котором значится реестровый номер печати она изготавливается предприятием, имеющим соответствующую лицензию.

      5-й этап
      Сдача документов на государственную регистрацию. При непосредственной сдаче документов, как правило, спорных вопросов не возникает, за исключением отдельных, должным образом не урегулированных моментов (например, огромные очереди из-за нечеткой регламентации порядка регистрации юридических лиц).

      6-й этап
      Получение зарегистрированных документов. В подтверждении регистрации Общества как юридического лица регистрирующие органы выдают свидетельство о государственной регистрации и присваивают юридическому лицу номер в реестре юридических лиц. Данный этап является заключительным и с момента такой регистрации общество признается юридическим лицом, образованным в соответствии с действующим законодательством РФ.

      Необходимо отметить, хотя это уже вопрос не регистрации, что в течение десяти дней с даты регистрации Общество должно быть поставлено на учет в Государственную налоговую инспекцию и в Фонд социального страхования. В случае если срок не будет соблюден последует наложение штрафа в размере до 5000 МРоТ.

М.Ю. Крыжанский,
эксперт


Это архивная страница предыдущей версии сайта Лиджиста.
Актуальную информацию смотрите на обновленном сайте.