Это архивная страница предыдущей версии сайта Лиджиста.
Актуальную информацию смотрите на обновленном сайте.


Предоставление государственных гарантий субъектов Российской Федерации

      Российское законодательство предусматривает возможность выдачи субъектом федерации гарантий, именуемых "государственные гарантии субъектов Российской Федерации". Порядок и условия выдачи государственных гарантий определены в Бюджетном Кодексе РФ (далее БК РФ).
      В соответствии со статьей 115 БК РФ государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого субъект федерации - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
      Государственные гарантии субъектов федерации предоставляются субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам (статья 117 БК РФ).
      От имени субъекта Российской Федерации право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит единственному уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 104 БК РФ). Из данной нормы следует следующее. Во-первых, невозможность выдачи гарантии на иные цели, кроме привлечения кредитов (займов). Во-вторых, необходимость определения органа исполнительной власти субъекта федерации, наделенного полномочиями по выдаче государственных гарантий.
      В государственной гарантии должны быть указаны:
      сведения о гаранте, включающие его наименование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта;
      определение объема обязательств по гарантии.
      Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.
      Субъект федерации как гарант несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному обязательству. Предусмотренное государственной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии.
      Только гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг Российской Федерации, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта.
      Также необходимо отметить, что в соответствии со статьей 107 БК РФ законом субъекта федерации о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга субъекта федерации с указанием в том числе предельного объема обязательств по государственным гарантиям. Предельный объем государственного долга субъекта федерации не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
      При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 117 БК РФ законом (решением) о бюджете субъекта федерации на очередной финансовый год должен быть установлен конкретный перечень предоставляемых отдельным субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента расходов соответствующего бюджета.
      Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав долга субъекта Российской Федерации, как вид долгового обязательства.
      Соответствующий финансовый орган субъекта федерации ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, а также учет осуществления платежей по выданным гарантиям.
      При исполнении получателем гарантии своих обязательств перед третьим лицом, на соответствующую сумму сокращается долг субъекта федерации, что отражается в отчете об исполнении бюджета.
      В отношении формы государственной гарантии предусмотрено следующее. В соответствии с пунктом 2 статьи 115 БК РФ письменная форма государственной гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность). При этом на основании статьи 99 БК РФ можно сделать вывод, что государственной гарантией как письменный документ является сам договор о предоставлении государственной гарантии.
      В пункте 3 статьи 99 БК РФ определены формы, в которых могут существовать долговые обязательства субъекта федерации, а именно:
      кредитных соглашений и договоров;
      государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;
      договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
      договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации;
      соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.
      Таким образом, законодательство не предусматривает выдачи государственной гарантии в форме отдельного документа, а требует заключения договора о предоставлении государственной гарантии.
      Вывод, что государственные гарантии выдаются в форме заключения договора о предоставлении государственной гарантии подтверждается и практикой правоприменительных органов по выдаче гарантий.
      В соответствии с Порядком предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития
      Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1470, государственные гарантии за счет средств Бюджета развития Российской Федерации являются поручительством Правительства Российской Федерации и предоставляются российским инвесторам на конкурсной основе под заемные средства для реализации инвестиционных проектов.
      На основании решения о предоставлении гарантии Министерство экономики РФ заключает с кредитором и заемщиком договор поручительства на предоставление государственных гарантий для реализации инвестиционных проектов. При этом размер государственных гарантий составляет до 40 процентов от фактически предоставляемых кредиторами средств для реализации конкретного инвестиционного проекта.
      В таком же порядке предоставляются государственные гарантии на осуществление лизинговых операций (Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. № 1020 "Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций").
      В соответствии с порядком предоставления государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости, установленном Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 1999 г. № 1249, на основании результатов конкурса Правительство РФ принимает решение о предоставлении государственных гарантий по каждому инвестиционному проекту. После этого заемщик, которому выдается государственная гарантия, заключает с кредитором кредитный договор о предоставлении денежных средств для реализации инвестиционного проекта. В свою очередь Министерство финансов РФ заключает с кредитором договор поручительства на предоставление государственной гарантии.
      Таким образом, обычно предоставление государственной гарантии осуществляется в форме заключения с кредитором договора поручительства на предоставление государственной гарантии. Соответственно, как поручитель Российская Федерация принимает на себя субсидиарную ответственность перед кредитором в пределах суммы гарантии в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником основного обязательства. И только в тех случаях, когда круг лиц, за которых дается государственная гарантия, неопределен и на момент предоставления гарантии не может быть определен, заключается договор о предоставлении государственной гарантии с должником. Однако и в этом случае указываются конкретные обязательства, за неисполнение которого должником гарант отвечает перед третьими лицами.
      Например, Правительство РФ заключило с РАО "Высокоскоростные магистрали" Генеральное соглашение от 11 сентября 1995 г. № 5-3-08 о предоставлении гарантий по облигационному займу РАО "Высокоскоростные магистрали". На момент заключения соглашения владельцы облигаций известны не были и не могли были быть известны, поскольку гарантия предоставлялась до размещения облигаций. Однако было конкретно определено обязательство, на которое распространялась гарантия - обязательство по погашению облигаций РАО "Высокоскоростные магистрали" и выплате купонного дохода по ним.
      Аналогично, при привлечении Агентством по ипотечному жилищному кредитованию займов посредством размещения обеспеченных гарантиями облигаций гарантия обеспечивает исполнение обязательств Агентства, возникающих в результате размещения эмитированных им облигаций.
      В соответствии с Правилами предоставления государственных гарантий Российской Федерации ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 628, при принятии Правительством РФ решения о предоставлении гарантии Министерство финансов РФ заключает с Агентством соответствующий договор, который должен содержать существенные условия предоставления гарантии, права и обязанности Министерства финансов РФ и Агентства, порядок предъявления Министерством финансов РФ и удовлетворения Агентством регрессных требований Министерства, связанных с исполнением обязательств по гарантии.
      Согласно существенных условий предоставления гарантий, гарантии обеспечивают исполнение обязательств Агентства перед держателями облигаций по выплате номинальной стоимости купонных облигаций. Гарантии вступают в силу с момента перехода права собственности на облигации Агентства, исполнение обязательств по которым гарантируется Российской Федерацией, к их держателям. Срок гарантии определяется сроком погашения облигаций, исполнение обязательств по которым она обеспечивает. При этом держатели облигаций имеют право предъявить требования об исполнении обязательств по гарантии в течение 90 дней со дня неисполнения Агентством своих обязательств по выплате номинальной стоимости облигаций. Если в течение этого срока такое требование не было предъявлено, действие гарантии прекращается.
      Обязательства Российской Федерации по гарантиям возникают только в случае неисполнения Агентством (или его правопреемником) предусмотренных условиями эмиссии облигаций обязательств перед держателями этих облигаций по выплате их номинальной стоимости (гарантийный случай). Просроченное исполнение или неисполнение Агентством иных обязательств перед держателями облигаций гарантийным случаем не является.
      В другом случае, когда государственная гарантия предоставлялась неопределенному кругу лиц и договор о предоставлении государственной гарантии с заключался с должником, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2001 г. № 738 Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ предоставила государственную гарантию ОАО "Страховая компания "Москва" при страховании гражданской ответственности российских авиаперевозчиков перед третьими лицами на срок до 31 декабря 2001 г. в размере до 30 млрд.рублей. Соответственно, обязательством, которое обеспечивалось гарантией являлась, являлось обязательство авиаперевозчиков по возмещению вреда третьим лицам.
      Таким образом, в соответствии с действующим российским законодательством государственная гарантия признается способом обеспечения исполнения обязательства и является обязательством, связанным с основным обязательством, которое должно быть указано при предоставлении гарантии. Требование об указании в договоре о предоставлении государственной гарантии обязательства, которое ею обеспечивается, прямо предусмотрено в пункте 1 статьи 117 БК РФ.
      В случае, когда субъект федерации принимает на себя долговые обязательства в форме государственных займов субъекта федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта федерации, то формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта Российской Федерации, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с БК РФ и ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
      В соответствии со статьей 3 указанного ФЗ государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с ФЗ "О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии. Одновременно данный ФЗ устанавливает требования к выпуску эмиссионных ценных бумаг на внешних рынках. Однако ФЗ "О рынке ценных бумаг" не предусматривает такого вида эмиссионных ценных бумаг как гарантии.
      Также действующее законодательство не предусматривает выпуск векселей субъекта федерации при привлечении кредитов. ФЗ "О переводном и простом векселе" в статье 2 установил, что "Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, городские, сельские поселения и другие муниципальные образования имеют право обязываться по переводному и простому векселю только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом".
      В отношении права субъекта федерации принимать на себя обязательства в иностранной валюте перед нерезидентом необходимо отметить следующее.
      В соответствии со статьей 90 Бюджетного Кодекса РФ (далее "БК РФ") государственные заимствования субъектов Российской Федерации - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств. При этом согласно статьи 8 БК РФ вопрос осуществления государственных и внешних заимствований субъекта федерации и управления государственным долгом субъекта федерации относится к ведению субъектов федерации.
      На основании этого можно сделать вывод, что субъект федерации вправе принимать на себя долговые обязательства как гаранта погашения займов (кредитов) в иностранной валюте перед нерезидентами, если это не противоречит нормативным актам субъекта федерации в области регулирования бюджетных правоотношений.
      При этом возможна выдача гарантии до момента фактического начала кредитования, поскольку в соответствии со статьей 361 ГК РФ договор поручительства может быть заключен для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем.
      При этом, в соответствии со статьей 121 БК РФ информация о долговых обязательствах субъекта федерации должна вносится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Д.Е.Тягай,
к.ю.н., партнер фирмы

В.П.Сумин,
главный эксперт


Это архивная страница предыдущей версии сайта Лиджиста.
Актуальную информацию смотрите на обновленном сайте.