Правовые особенности открытия в Российской Федерации представительств и филиалов иностранных юридических лиц.
Налоговый учет и отчетность
      I. Порядок создания представительств и филиалов.
      В настоящее время содержание понятий филиала и представительства юридического лица раскрывается в ст. 55 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК).
      Пункт 1 ст. 55 ГК РФ определяет представительство как обособленное подразделение юридического лица (в том числе иностранного), расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
      Филиалом согласно п. 2 ст. 55 ГК РФ является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства.
      Сравнительный анализ п. 1 и п. 2 ст. 55 ГК РФ позволяет выявить, в чем состоят сходство и различие между филиалом и представительством.
      Нетрудно видеть, что сходство состоит в том, что и филиал, и представительство являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения.
      Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом юридическим лицом, создавшим их, и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
      Различие же между филиалом и представительством состоит в более широких функциях первого по сравнению со вторым. Если представительство создается с целью осуществления только юридических действий, сводящихся к представлению и защите интересов юридического лица, то деятельность филиала состоит в осуществлении как юридических, так и фактических действий, посредством которых могут выполняться все функции юридического лица либо их часть, в том числе и осуществление хозяйственной деятельности.
      В виду того, что иностранное юридическое лицо будет иметь обособленное подразделение, фактически расположенное вне места его нахождения то, в этом случае, уполномоченный орган юридического лица утверждает положение о филиале или представительстве и назначает его руководителя, выдавая ему доверенность с объемом полномочий, соответствующим функциям филиала или представительства.
      Законодательство РФ не устанавливает каких-либо специальных требований к содержанию положения о филиале или представительстве, как и о любом ином подразделении юридического лица. По смыслу ст. 55 ГК РФ в положении о филиале должно быть указано, для осуществления каких именно функций юридического лица он создан.
      Следует обратить внимание, что положение о филиале или представительстве является внутренним документом и в гражданско-правовых отношениях с третьими лицами оно имеет лишь информационный характер. Определяющее же значение в таких отношениях имеет выданная руководителю филиала или представительства доверенность. Соответственно при совершении сделок и иных юридических действий от имени иностранного юридического лица - действует руководитель филиала или представительства.
      Процесс создания (регистрации) иностранным юридическим лицом представительств или филиалов в Российской Федерации подразделяется на три этапа:
      1.  Аккредитация представительства или филиала в Государственной Регистрационной Палате при Министерстве юстиции РФ.
      2.  Регистрация представительства или филиала в Московской Регистрационной Палате.
      3.  Постановка представительства или филиала на налоговый учет и на учет во внебюджетные фонды РФ (фонд обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд, фонд социального страхования), присвоение кодов статистики.
      Важным представляется то, что представительство или филиал иностранного юридического лица в РФ может быть открыто только по разрешению аккредитующего органа. Немаловажным является и представительства или филиала за пределами г. Москвы требуется предварительное согласование его местонахождения с местными органами исполнительной власти.
      Аккредитация предоставляется сроком на 1, 2 или 3 года и, при необходимости, может быть продлена. Представительству выдается разрешение на его открытие.
      Документы, необходимые для регистрации филиала или представительства:
      1.  Решение уполномоченного органа иностранного юридического лица о создании на территории Российской Федерации филиала или об открытии представительства.
      2.  Положение о филиале или представительстве.
      3.  Доверенность на Главу филиала или представительства.
      4.  Документ о платежеспособности иностранного юридического лица, выданный обслуживающим его банком (документ действителен в течение 6 месяцев с даты выдачи).[1]
      5.  Устав иностранного юридического лица (если законодательство государства регистрации иностранного юридического лица не предусматривает наличие устава, то предоставляется подтверждающий это законоположение документ, выданный уполномоченным органом в стране регистрации).
      6.  Документ, подтверждающий государственную регистрацию иностранного юридического лица (документ действителен в течение 6 месяцев с даты выдачи).
      7.  Документ, подтверждающий постановку иностранного юридического лица на налоговый учет в стране регистрации (с обязательным присутствием в данном документе номера налогоплательщика или иного номера, идентифицирующего иностранное юридическое лицо как плательщика налогов).
      8.  Документ, подтверждающий местонахождение филиала или представительства на территории РФ (договор аренды, субаренды, свидетельство о праве собственности).
      9.  Рекомендательные письма российских деловых партнеров - предоставляется не менее 2-х писем, составленных на фирменных бланках в свободной форме (только для представительств).
      Процесс регистрации филиала или представительства занимает 1,5-2 месяца (включая постановку на налоговый учет и на учет во внебюджетные фонды).
      II. Учет и отчетность.
      Налоговые органы предъявляют следующие требования к содержанию отчетности:
      В состав налоговой отчетности обязательно должны включаться:
      -  Письменный отчет о деятельности иностранного юридического лица в Российской Федерации через представительство или филиал за отчетный период.
      -  Налоговые расчеты по тем налогам, по которым у организации имеется объект налогообложения в отчетном периоде независимо от обязанности уплаты налога.
      -  Расчеты среднегодовой стоимости имущества и налога на имущество за отчетный период.
      -  Справка по выплате доходов и удержанию налогов на доходы иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации за отчетный период.
      -  Расчет налога на рекламу за отчетный период в соответствии с требованиями инструкции Государственной налоговой инспекции по г. Москве.
      -  Справки о доходах физических лиц за отчетный период по форме N 2-НДФЛ (форма утверждена приказом МНС РФ от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц") с приложением реестра.
      -  Налоговая декларация по единому социальному налогу за отчетный период.
      -  Расчет налога на пользователей автомобильных дорог за отчетный период.
      -  Расчет налога с владельцев транспортных средств за отчетный период.
      -  Копия расчета налога на землю с отметкой налогового органа по месту нахождения земельного участка о принятии расчета (соответственно при наличии такого земельного участка).
      Бухгалтерская отчетность представительств и филиалов иностранных компаний достаточно сильно отличается от отчетности компаний, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      Так, например, годовая отчетность представительств и филиалов иностранных компаний должна обязательно включать в себя:
      -  Налоговую декларацию о доходах иностранного юридического лица по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам;
      -  Письменный отчет о деятельности иностранного юридического лица на территории Российской Федерации через представительство или филиал (должен содержать информацию о характере и видах деятельности иностранного предприятия (компании, фирмы, любой другой организации), его финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методе ведения бухгалтерского и налогового учета.
      Налоговая декларация и отчет о деятельности представляются всеми иностранными юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации, вне зависимости от налогового статуса и финансовых результатов деятельности в отчетном году. Отсутствие финансово - хозяйственной деятельности не является основанием для непредставления налоговой декларации и отчета о деятельности.
      Если иностранная организация имеет несколько идентификационных номеров налогоплательщика (далее - ИНН), налоговая декларация и отчет о деятельности представляются по каждому зарегистрированному подразделению.
      Если иностранная организация имеет несколько отделений (мест осуществления деятельности) на территории г. Москвы, каждому из которых присвоен соответствующий код причины постановки на учет (КПП) при едином ИНН, такая организация представляет единую отчетность.
      Приведенный состав отчетности не является окончательным. Следует иметь в виду, что налоговый статус и обязательства по каждому налогу рассматриваются в зависимости от того, какой именно деятельностью занимается представительство или филиал (например, если филиал будет заниматься реализацией подакцизных товаров или осуществлять добычу полезных ископаемых, потребуется дополнительно предоставлять соответствующую налоговую отчетность по каждому налогу).
      За непредставление налоговой декларации и отчета о деятельности иностранной организации, а также за несвоевременные представление расчетов по налогам и уплату налогов в бюджет иностранные организации несут ответственность, установленную Налоговым кодексом Российской Федерации.
      Предприятия, имеющие льготы по налогообложению в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, действующими законами Российской Федерации, законами субъектов федерации, межправительственными соглашениями об избежании двойного налогообложения, заявляют данные льготы со ссылкой на соответствующие статьи законодательных актов с приложением документов, необходимых для подтверждения льгот, а также представляют в случаях, предусмотренных законодательством, специальные расчеты суммы используемой льготы, а также документы, подтверждающие ведение раздельного учета по облагаемым и необлагаемым объектам.
|