Это архивная страница предыдущей версии сайта Лиджиста.
Актуальную информацию смотрите на обновленном сайте.



Удержание груза

      В соответствии со статьей 160 КТМ РФ перевозчик вправе удерживать груз до уплаты сумм или предоставления обеспечения до исполнения обязанности получателя при выдаче ему груза возместить расходы, произведенные перевозчиком, внести плату за простой судна в порту выгрузки, а также уплатить фрахт и внести плату за простой судна в порту погрузки, если это предусмотрено коносаментом или другим документом, на основании которого осуществлялась перевозка груза.
      В соответствии со статьей 163 КТМ РФ все причитающиеся перевозчику платежи уплачиваются отправителем или фрахтователем. В случаях, предусмотренных соглашением между отправителем или фрахтователем и перевозчиком, и при включении данных об этом в коносамент допускается перевод платежей на получателя.
      Право удерживать груз по обязательствам фрахтователя (отправителя) в КТМ РФ прямо не предусмотрено. Однако в соответствии со статьей 359 ГК РФ кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещения кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено.
      Согласно пункту 1 статьи 149 КТМ РФ отправитель имеет право распоряжаться грузом до выдачи его получателю либо передачи такого права получателю или третьему лицу. При передаче права распоряжения грузом получателю либо третьему лицу отправитель обязан уведомить об этом перевозчика.
      Таким образом, до выдачи груза или уведомления перевозчика о праве получателя распоряжаться грузом, права на груз принадлежат отправителю. Поэтому, если отправитель является должником, то до момента перехода прав на груз перевозчик может удерживать груз до исполнения обязательств отправителя.
      При этом нормами части 2 пункта 1 статьи 359 ГК РФ предусмотрено, что удержанием вещи могут обеспечиваться также требования, хотя и не связанные с оплатой вещи или возмещением издержек на нее и других убытков, но возникшие из обязательства, стороны которого действуют как предприниматели. Поэтому перевозчки вправе удерживать принадлежащий отправителю груз до удовлетворения последним требований перевозчика, возникших из любых обязательств между перевозчиком и отправителем.
      Право удерживать груз до исполнения обязательств отправителя может быть предусмотрено в коносаменте.
      Однако необходимо учитывать, что требования перевозчика, удерживающего груз, к отправителю могут быть удовлетворены за счет стоимости груза только в порядке, предусмотренном для удовлетворения требований, обеспеченных залогом.
      В соответствии с пунктом 2 статьи 349 ГК РФ требования залогодержателя (в рассматриваемом случае - перевозчика, удерживающего груз) удовлетворяются за счет заложенного (удерживаемого) имущества по решению суда, если иное не предусмотрено соглашением залогодателя с залогодержателем.
      За счет вырученных от продажи груза сумм погашаются требования перевозчика к отправителю и связанные с продажей груза разумные расходы. Оставшаяся сумма передается отправителю.
      В случае, если суммы, вырученной от продажи груза, недостаточно для уплаты причитающихся перевозчику сумм, перевозчик вправе взыскать недополученную им сумму с фрахтователя (отправителя) по решению суда.
      На основании решения суда выдается исполнительный лист на взыскание суммы долга с фрахтователя. По исполнительному листу возбуждается исполнительное производство, в рамках которого на имущество фрахтователя может быть наложен арест в обеспечение исполнения требований по исполнительному листу.
      Арест и реализация имущества должника - организации осуществляются в очередности, установленной Законом "Об исполнительном производстве":
      1) в первую очередь - имущества, непосредственно не участвующего в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное);
      2) во вторую очередь - готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, непосредственно не участвующих в производстве и не предназначенных для непосредственного участия в нем;
      3) в третью очередь - объектов недвижимого имущества, а также сырья и материалов, станков, оборудования, других основных средств, предназначенных для непосредственного участия в производстве.
      При отсутствии или недостаточности имущества одной очереди, взыскание обращается на имущество последующей очереди.

Д.Е.Тягай, к.ю.н.
генеральный директор

В.П.Сумин
главный эксперт


Это архивная страница предыдущей версии сайта Лиджиста.
Актуальную информацию смотрите на обновленном сайте.